Перейти к содержимому

Термины

Smtp
POP3
Почтовый клиент
Почтовый сервер
@ (собака)
Спам (spam)
Спам-фильтр
SaaS
MTA
SLA
PTR
SPF
DKIM
DMARC
ЦОД
TIER

Smtp (Simple Mail Transfer Protocol) - протокол общения почтовых серверов о передаче электронной почтой между серверами или почтовым серверам и клиентом (пользователем) почтового сервера.

POP3 (Post Office Protocol Version 3) - протокол общения почтовой программы-клиента (программа для получения почты с удаленного сервера) и почтового сервера.

Почтовый клиент (email client) - программа пользователя для получения почты с удаленных почтовых серверов по POP3 протоколу. Так же используется для передачи почты от пользователя на почтовый сервер к отправке по smtp протоколу.

Почтовый сервер (email server) - целый компьютер, чаще всего в серверном (компактном) формате исполнения, или его программная часть, отвечающие за обработку, отправку и получение электронной почты.

@ (или "собака") - обозначение английского предлога "at" - "на", использующееся для записи адреса электронной почты в интернете. Например, запись user@domain.ru означает расположение пользователя user "на" машине с именем domain.ru.

Спам (spam) - вызывающая негативную реакцию, бесполезная (для получателя), незапрошенная корреспонденция.

Спам-фильтр - программное обеспечение (комплекс программ), задача которого блокировать доставку нелегальной (спам) или мошеннической (fishing) почты на сервер или организовывать локальную фильтрацию уже полученной почты.

SaaS (Software as a Service) - предоставление в пользование, как правило на правах аренды, программного обеспечения для решения определенных задач. Популярные SaaS предложения: сервисы email рассылок; ведение он-лайн бухгалтерии; он-лайн конструирование сайтов; CRM, ERP системы для управления бизнес процессами.

IaaS (Infrastructure as a Service) - предоставление, как правило, на платной основе, возможность пользования готовой инфраструктурой различного типа, или возможность организации такой инфраструктуры в нужной конфигурации. Распространенными примерами IaaS является предложение организации виртуальной телефонии, виртуального дата-центра.

MTA (Mail Tranfer Agent) - часть программного обеспечения или отдельная, самостоятельная программа для осуществления работы почты сервера: передачи сообщений от "сервера к серверу",  "от сервера к пользователю", приема сообщений к отправке "от пользователя к серверу". Распространёнными MTA в системе Linux можно назвать программы: Exim, Postfix, Qmail.

PTR ("The Naming Authority Pointer (NAPTR)" или коротко "Pointer, PTR" - указазатель) или "PTR-запись" - тип записи на DNS-сервере владельца ip-адресного пространства (как правило компания хостинг-провайдер), которая используется для соотношения ip-адреса с именем хоста (доменного имени хоста). Запись необходима для выдачи информации на запрос о содержании PTR-записи (в специальном домене in-addr.arpa) о имени домена, соответствующего указанному в запросе ip-адресу.

SPF (Sender Policy Framework - инфраструктура политики отправителя) или "SPF запись" имеет огромное значение для защиты сети от распространения вирусов, поддельной (фишинг) корреспонденции и спама. Принцип работы защиты получателя почты с помощью SPF заключается в наличии на DNS-сервере, обслуживающем домен адреса-отправителя (домен адреса в поле From) специальной TXT-записи. Данная TXT-запись содержит перечень хостов или ip-адресов почтовых серверов-отправителей, которым разрешено отправлять почту от имени домена, указанного в поле "От кого" (From). Если запись SPF не содержит хоста или ip-адреса сервера, от которого поступает почта, то проверка SPF удачно выполнена быть не может.

DKIM (DomainKeys Identified Mail) - еще один способ защиты почты. Данный метод проверки легитимности отправки построен на наличии специальной цифровой подписи в каждом отправляемом письме, которая позволяет установить (подтвердить или опровергнуть) связь каждого письма с доменом-отправителем (домен адреса-отправителя), указанным в поле "От кого" (From) данного письма.

DMARC (Domain-based Message Authentication, Reporting and Conformance - идентификация сообщений, отчёты и определение соответствия по домену) - еще одна спецификация для обеспечения безопасности почты.
DMARC устанавливает стандарт для идентификации электронных сообщений принимающими узлами с использованием механизмов Sender Policy Framework (структуры политики отправителя, SPF) и DomainKeys Identified Mail (почты, идентифицируемой при помощи доменных ключей, DKIM). Это означает, что будут выдаваться единые результаты идентификации сообщений отправителей на принимающих узлах AOL, Gmail, Hotmail, Yahoo!, Mail.ru, Яндекс.Почта и любых других принимающих узлах, использующих DMARC. Создатели спецификации надеются, что со временем стандарт будет поддержан большинством почтовых серверов, что позволит электронной почте стать более надёжным способом общения (https://ru.wikipedia.org/wiki/DMARC).

ЦОД (Центр обработки данных) - так же часто называется, как Дата-центр. Специальное, высоко-технологично оборудованное помещение для размещения сетевого оборудования и серверов с постоянным подключением к сети интернет.

TIER (1, 2, 3, 4) (класс, уровень) уровень надежности Дата-центров (ЦОД), согласно американскому стандарту TIA-942. Данный стандарт стал общепринятым во всем мире. Он содержит рекомендации по организации Дата-центров, а так же разделяет их по степени надежности.

Основной показатель работы ЦОД — отказоустойчивость, учитывающая все системы поддержания работы ЦОД: энергоснабжение, фиксированный температурный режим, сетевая доступность.

Стандарт TIA-942 предполагает четыре уровня надёжности Дата-центров:

  • TIER 1 (N) — отказы оборудования или проведение ремонтных работ приводят к остановке работы всего дата-центра; в дата-центре отсутствуют фальшполы, резервные источники электроснабжения и источники бесперебойного питания; инженерная инфраструктура не зарезервирована. Данная категория Дата-центров сегодня практически не используется. Такой уровень может быть применен для организации небольшого, частного ЦОД для личного пользования;
  • TIER 2 (N + 1) — имеется небольшой уровень резервирования; в дата-центре имеются фальшполы и резервные источники электроснабжения, однако проведение ремонтных работ также вызывает остановку работы дата-центра;
  • TIER 3 (2 N) — наиболее распространенный сегодня уровень надежности Дата-центров. Данный уровень предполагает возможность проведения профилактических или ремонтных работ (включая замену компонентов системы Дата-центра, добавление и удаление вышедшего из строя оборудования или его частей) без остановки работы Дата-центра. Инженерные системы однократно зарезервированы. Имеется несколько каналов распределения электропитания и охлаждения, однако постоянно активен только один из них;
  • TIER 4 (2 (N + 1)) — многие крупнейшие мировые Дата-центры перешли или стремятся перейти на данный уровень надежности. Данный уровень предполагает возможность проведения любых работ без остановки работы Дата-центра. Все инженерные системы двукратно зарезервированы, то есть продублированы, как основная, так и дополнительная системы (например, бесперебойное питание представлено двумя ИБП и каждый из которых уже зарезервирован по схеме N + 1).

 

 

Scroll Up